Алексей Махоткин

домашняя страница

Кумандинцы, шорцы, тувинцы — Маски народов Сибири


Кумандинцы и шорцы живут на Северном Алтае, тувинцы — в Тувинской АССР. Основные занятия кумандинцев — охота на пушного зверя, рыболовство и земледелие, у шорцев, кроме того, скотоводство; тувинцы занимаются земледелием, скотоводством, частично охотой и рыболовством.

В XIX — начале XX века масками пользовались кумандинцы и шорцы, маскоидами — западные тувинцы.

Подобно хантыйским и мансийским, кумандинские маски изготовлялись из бересты и имели прорезные глаза, нос и рот, иногда обведенные полоской красной краски. Экземпляры с пришитым берестяным носом встречались нечасто, столь же редки шорские маски без глазных отверстий. Оригинальным был способ прикрепления к маске пучков меха или волос: каждый пучок пропускали в небольшую прорезь и зажимали вставленной в нее узенькой полоской кожи. Иногда пучок волос пришивали к бересте с помощью веревки.

Маски в основном изображали Кочо (Кочо-кана) — мифический персонаж, образ которого, вероятно, претерпел в процессе развития существенные изменения. Трудно даже сказать, приписывалось ли Кочо земное или небесное происхождение. По некоторым легендам, он олицетворял производительные силы природы и был сыном небесного божества Ульгеня. Поэтому кумандинские шаманы и призывали Кочо во время обряда жертвоприношения этому божеству30.

Маски шорцев близки кумандинским, но шорцы пользовались ими не только во время камлания Ульгеню, но и при изготовлении нового шаманского бубна. Данные о масках, связанных с этим обрядом, очень скудны. Назывались они „чертэй", но кого изображали и кто их надевал, неизвестно.

Шаманы западных тувинцев, судя по литературным источникам конца XIX — начала XX века, лицевыми масками не пользовались, но к головному убору прикрепляли деревянный маскоид, иногда два: один спереди, другой сзади. Первый изображал лицо мужчины, второй—мужчины или женщины. Размеры предметов были небольшими — от 8 до 11 сантиметров. Тувинцы называли их „человеческими лицами”. Назначение этих интересных в художественном отношении масочек не вполне выяснено. По одним данным, они осмысливались как вместилища духов — предков шамана31, по другим, в них видели охранителей шамана. Иногда вместо маскоида в виде лица человека к головному убору прикрепляли небольшое изображение человеческого черепа.

Тувинские маскоиды выполнены в повышенном рельефе, у них выдающиеся скулы, хорошо выраженные надбровные дуги, крупный нос. Работа в целом отличается тщательностью отделки. Лицо на некоторых маскоидах частично окрашено в черный или красный цвет. Резчики придавали изображаемому лицу в одних случаях спокойное выражение, в других — напряженное, почти злобное. С этой целью они делали выпученными глаза, на лбу намечали складки. Открытый рот и оскал зубов еще больше подчеркивали эмоции изображенного персонажа.

На головных уборах шаманов северо-восточной Тувы деревянных маскоидов не было, но на их месте цветными нитками или белым оленьим волосом вышивалось изображение человеческого  лица.

Кроме шаманских, у тувинцев существовали маски, употреблявшиеся ламами в мистерии Цам. Они сходны с ламаистскими масками бурят32.

29. Маска Кочо.

Шорцы.  Первая четверть XX в.

Береста. Борода из белого волоса, пришита веревкой. Высота 23,5 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

30. Маска Кочо

Шорцы. Первая четверть XX в.

Береста. Брови, усы и борода из пучков человеческих волос. Высота 20 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

31. Маска чертэй

Шорцы. Первая четверть XX в.

Береста. Края маски слегка загибаются к ушам. Глазные прорези прикрыты с изнанки полоской бересты, зрачки нанесены красной краской и обведены синей полоской. Брови и усы из медвежьего меха. Нос пришит. Высота 24 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

32. Маска Кочо.

Кумандинцы. Первая четверть XX в. Береста.

Брови и края всех вырезов обведены красной краской. На месте ресниц и усов сохранились кое-где пучки меха из хвоста белки. Высота 30 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

33. Шаманский маскоид, изображающий лицо мужчины

Тувинцы. Начало XX в.

Дерево. Высота 11 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

33. Шаманский маскоид, изображающий лицо женщины

Тувинцы. Начало XX в.

Окрашенное дерево. Не окрашены лишь участки вокруг глаз и во рту. Высота 9 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

Comments