Алексей Махоткин

домашняя страница

Эвенки, удэгейцы — Маски народов Сибири


Эвенки расселены от Енисея до Охотского побережья, удэгейцы в Хабаровском и Приморском краях. Основные виды хозяйства первых — оленеводство, охота, вторых — охота. Для маскировки эвенки пользовались наголовниками, масками-личинами и маскоидами.

Наголовниками маскировались под оленя. По литературным источникам XVIII века известно, что в зимний сезон охоты эвенки надевали кожаный убор, увенчанный рогами оленя. В таком виде они подходили к животным на близкое расстояние и стреляли в них из лука24.

Маски-личины употреблялись только шаманами и шаманками и были антропоморфными. Однако в конце XIX — начале XX века ими пользовались далеко не все шаманы. У эвенков обычай камлания в маске начал, видимо, исчезать еще в середине XIX века, а может быть и раньше. Правда, значение самих масок как предметов религиозного характера сохранялось по-прежнему; поэтому шаман, отправляясь лечить больного, все же брал маску с собой и помещал ее на почетном месте в жилище, а в отдельных случаях даже надолго оставлял там. Иногда, придя к больному, шаман вешал маску перед собой или привязывал к своему костюму у пояса. В связи с изменением способа использования маски постепенно превращались в маскоиды, утрачивая прежние размеры. Так появились деревянные и железные маскоиды, величина которых иногда не превышала двух-четырех сантиметров. Вопрос о том, кого олицетворяла эвенкийская шаманская маска, чьим изображением она была, недостаточно выяснен. В отдельных случаях считается, что это дух — помощник шамана, в других — его предок или „портрет” его умершего отца, тоже шамана.

После смерти шамана принадлежавшая ему маска иногда оставалась в его жилище, играя роль духа — покровителя семьи, иногда ее относили на могилу умершего. Изготовление масок требовало специальных навыков. Их шили из кожи, вырезывали из дерева, выковывали из меди и железа. Если железа не было, пользовались жестью. В XIX — начале XX века чаще всего встречались медные и железные маски. Деревянные раскрашивали и к ним пришивали длинную бороду25. На некоторых предметах этого рода сохранились ремешки или тесемки, с помощью которых они держались на голове. Встречаются маски, присоединенные к головному убору. На многих в верхней части имеется выступ с отверстием для продевания ремешка, а иногда оно находится в самой маске. Величина маски обычно соответствует размерам человеческого лица, глаза и рот прорезаны. Известны деревянные экземпляры со вставленными зубами каких-то мелких животных. У некоторых брови, усы и борода — это кусочки кожи с остатками меха, у других по бокам приделаны кольца с железными подвесочками или с пучками лент.

Металлические маски обычно делали кузнецы. Поверхность предмета нередко покрыта бугорками, нанесенными с внутренней стороны круглым чеканом, или имеет ряд мелких отверстий, с помощью которых отмечены брови, веки, морщины на лбу, иногда какие-то знаки, подражающие татуировке. Эвенкийские маски очень разнообразны. У одних лицо трактовано довольно упрощенно, другие отличаются более тонким исполнением, третьи натуралистичны и производят отталкивающее впечатление: они должны были внушать людям ужас, в них видели духа, вселившегося в шамана и руководящего его действиями. Многие маски суровы и строги, их открытый рот как бы свидетельствует о том, что „заключенный" в них дух что-то говорит, что-то внушает или о чем-то просит. Камлание происходило в чуме, где почти не было света. В крайнем возбуждении шаман неистово колотил в бубен, выкрикивая малопонятные для окружающих слова, и звенел металлическими подвесками, пришитыми к одежде. В прорезях маски были видны его сверкающие глаза. Особенно сильное впечатление производили блестевшие при отблесках огня еще не потускневшие, недавно сделанные металлические маски.

Деревянные маскоиды также довольно разнообразны как по величине, так и по форме. Многие из них обшивались материей или ровдугой (выделанной кожей), и к ним приделывалась кожаная петля. Обработка лица у этих маскоидов довольно груба. Разнообразны и металлические маскоиды — медные и жестяные овальной или круглой формы. Предпочтение отдавалось красной меди. В металле части лица приобретали иногда мягкие очертания. У некоторых глазные щели и рот делались очень узкими или слегка намечались ударом чекана. Лицо нередко оконтуривалось одним или двумя рядами мелких бугорков или отверстий. Такими же бугорками отмечались брови и рот. Некоторые маскоиды, в особенности те, которые пришиты к шаманской одежде, так малы, что отыскать их среди множества жгутов и лент почти невозможно. Но, несмотря на незначительные размеры, они сохраняли свое значение, представляя целую галерею шаманских предков.

О масках народов Нижнего Приамурья и Уссурийского края сведений очень мало.

У нанайцев они, видимо, существовали до начала XX века, а затем вышли из употребления. Среди удэгейцев, так же как и у эвенков, маски использовались только шаманами и кое-где встречались еще в первой половине XX века26. В музейных собраниях их очень мало.

Удэгейские маски делались из дерева или бересты и раскрашивались черной, красной и белой красками. Своей пестрой расцветкой и резными узорами на лбу они отличались от эвенкийских. Маски удерживались на голове при помощи ремешков. Глаза и рот прорезали, брови, усы и бороду делали из кусочков кожи с мехом, чаще всего медвежьим, или наносили краской. Такие же меховые полоски окружали все лицо или его верхнюю часть.

Шаманскую маску удэгейцы называли „хамбаба". У хорских удэгейцев она изображала духа — покровителя шамана и надевалась во время большого камлания, в котором участвовали десятки людей в течение нескольких дней27. На реке Нахтоху шаманы надевали маску, чтобы запугать и изгнать злого духа из жилища больного28. У удэгейцев, живущих по рекам Хунгари и Хору, шаманские маски нередко использовались в качестве игрушек.

В удэгейских масках привлекают внимание их орнаментальная раскраска и резьба. Следует отметить, что та и другая имеют, по-видимому, не только декоративное значение: узоры подражают раскраске или татуировке, когда-то практиковавшимся удэгейцами и их предками. Обычай татуировки встречался еще в XVII веке у племени циякала, или кякала (одно из названий удэгейцев), жившего у истоков реки Имана29.

16. Маска

Эвенки. XVIII в.

Кованая медь. Вдоль краев пробит ряд небольших отверстий. Высота 38,5 см., ширина 34,5 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

17. Шаманская маска

Забайкальские   эвенки. Конец XIX в.

Латунь. По краям обшита полосками кожи с остатками медвежьего меха. Такие же полоски имеются на лице. Высота 22 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

18. Шаманская маска

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Красная медь. Над глазом и под носом сохранились кусочки  кожи с медвежьей шерстью. Полоска меха на голове пришита к маске шнурком, пропущенным через отверстия в металле. Высота 20 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

19. Шаманская маска

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Тонкое листовое железо. Усы из светло-коричневого меха. К верхней части лица пришит кусок синей материи. В отверстия по сторонам лба пропущен шнурок для закрепления маски на голове. К тому же шнурку привязаны пучки материи и ленты длиной более метра. Высота 20 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

20. Шаманская маска

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Железо. Сзади прикреплен кусок коричневой ткани. С боков свисают   пучки   цветных тканей. Усы и борода из медвежьего меха. Высота 19 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

21. Шаманский маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Красная медь. Высота 16 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

22. Шаманский маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Красная медь. Высота 15,5 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

23. Шаманская маска

Забайкальские эвенки. Начало XX в.  

В центре глазных впадин проделаны отверстия, через которые сзади пропущен ремешок с крупными бусинами на концах. Вставлены зубы мелкого зверька. Высота 23 см. (вместе с петлей)

Государственный музей этнографии народов СССР

24. Маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Дерево. Зашит в кожу красно-рыжего цвета. Лицо, кроме рта, окрашено в черный цвет. Бахрома на лбу изображает волосы. Высота 12 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

25. Шаманский маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Железо. Высота 15,5 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

26. Маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Красная медь. Высота 14 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

27. Шаманский маскоид

Забайкальские эвенки. Начало XX в.

Медь. Высота 7,5 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

28. Шаманская маска

Удэгейцы. Начало XX в.

Дерево. Прикреплялась к головному убору. Оторочена полоской медвежьего меха. Из него же сделаны брови и борода. В левую ноздрю продета серьга (?). Язык матерчатый. На лбу контурные изображения двух лягушек. Раскраска маски пестрая. Глаза обведены черной краской. К матерчатой шапочке пришиты кожаные фигурки лягушек и змей, более длинные змеи нашиты вдоль нижнего края шапочки. К верхушке ее прикреплена кожаная птичка с железными рожками на голове. Высота 25 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

Comments