Алексей Махоткин

домашняя страница

Чукчи, эскимосы, коряки — Маски народов Сибири


Чукчи живут на территории Чукотского национального округа Магаданской области, коряки — в Корякском национальном округе Камчатской области, эскимосы — на побережье Берингова моря в Чукотском национальном округе, а также на острове Врангеля. Часть чукчей и коряков занимается охотой на морских животных, другая часть оленеводством; основу хозяйства эскимосов составляет морской зверобойный промысел.

В конце XIX — начале XX века маски делались этими народами из дерева или кожи.

Во время охоты на нерпу чукотские охотники надевали на голову шкурку, снятую с головы нерпы. По некоторым данным к такой же маскировке прибегали и коряки.

Чукотские антропоморфные маски, сшитые из кожи, употреблялись на празднике в честь Кереткуна — духа моря, хозяина морских зверей — и назывались „волосяным лицом”, видимо потому, что имели взлохмаченные волосы и пучок меха на месте рта.

Подобные же маски еще в 1930-х годах изготовлялись и азиатскими эскимосами. Шили их из кожи нерпы и украшали султаном из белого медвежьего меха. Надевал такую маску кто-либо из мужчин, присутствовавших на празднике Касака (то же, что у чукчей Кереткун). Можно предполагать, что прежде в хозяине китов эскимосы видели самого кита — зооморфное существо. На это, в частности, указывают некоторые детали позднейших масок, сочетающие признаки кита и человека. Не случайно и самого хозяина моря представляли „страшилищем" огромного роста, с черным лицом.

Иногда маску заменяла раскраска лица. Приморские чукчи и азиатские эскимосы на празднике кита разрисовывали себе лицо сажей, изображая на нем фигурку кита или его хвост, а к передней части налобной повязки прикрепляли пучок шерсти, имитирующий фонтан. Так поступали все принимавшие участие в празднике. Это пример массовой маскировки.

Кожаных масок, связанных с праздником чукотского Кереткуна и эскимосского Касака, в наших музеях, к сожалению, нет, но некоторое представление о них дают маски, вырезанные из бумаги эскимосом Ненетегиным для „Выставки народного творчества" в Москве в 1937 году22. Три из них явно зооморфные, остальные антропоморфные. У первых двух — огромный растянутый рот, круглые глаза и султан наверху, имитирующий фонтан кита, у третьей маски на подбородке изображен хвост животного.

У коряков до первой четверти XX века имелись деревянные антропоморфные маски-личины, происхождение и назначение которых недостаточно выяснены: известно, что их использовали иногда с религиозной целью (напугать и изгнать злого духа из жилища), иногда — с увеселительной: надев маски, молодые люди разыгрывали пантомимы, танцевали, изображая охоту на медведя, гонки на нартах и т. п. Деревянные корякские маски изображали как мужчин, так и женщин, но актерами были только мужчины. Некоторые из масок тщательно моделированы и носят реалистический характер, другие менее удачно передают черты лица и обработаны грубо. На отдельных из них на месте усов и бороды сохранились следы сажи, у других на тех же местах прикреплены пучки волос.

Форма корякских масок различна: встречаются овальные, яйцевидные или заостренные книзу. На месте глаз прорезаны круглые, овальные или прямоугольные отверстия, но иногда таких отверстий нет.

Оленные коряки пользовались иногда кожаными личинами, изображавшими людоедов. Их надевали женщины, чтобы пугать непослушных детей.

1. Маска женщины

Хакасия. Таштыкское время (первые века н. э.).

Гипс. На лбу и губах следы раскраски. Высота 23 см.

Государственный Эрмитаж, коллекция С. А. Теплоухова

2. Маска

Хакасия. Таштыкское время (первые века н. э.)

Гипс. Маска частично реставрирована. Высота 21 см.

Государственный Эрмитаж, коллекция С. А. Теплоухова

3. Маска

Эскимосы. III в. Чукотский полуостров, Эквенский могильник.

Дерево. Найдена в ногах погребенного. Глаза — прорезанные отверстия, в которые вставлены кусочки кости, имитирующие глазные яблоки. Центральная часть глаз покрыта легкими штрихами. Зубы вставные, вырезанные из кости, частично утрачены. По краю маски идет ряд небольших ямчатых углублений. Одно из них — сквозное отверстие. Не исключено, что и остальные были сквозными, но со временем засорились. Предназначались, видимо, для прикрепления пучков волос, перьев или сивучьих усов, как на многих масках современных американских эскимосов. Высота 23 см., ширина 18 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР, собрание Д. А. Сергеева

4. Охотничий головной убор

Чукчи.

Шкурка с головы нерпы

Музей антропологии и этнографии АН СССР

5. Маска

Коряки. Начало XX в.

Дерево. Высота 27 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

6. Маска

Коряки. Первая четверть XX в.

Дерево. Высота 23,5 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

7. Маска

Коряки. Начало XX в.

Дерево. Высота 24 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

8. Маска

Коряки. Начало XX в.

Дерево. Брови, глаза и усы отмечены черной краской. Высота 27 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

9. Маска, изображающая лицо женщины

Коряки. Середина XX в.

Дерево. Брови нарисованы химическим фиолетовым карандашом, румянец — красным. Высота 25 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

10. Маска

Коряки. Середина XX в.

Дерево. Брови, усы и борода отмечены черной краской. Высота 26 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

Comments