Алексей Махоткин

домашняя страница

Буряты — Маски народов Сибири


Буряты живут в Бурятской АССР, а также в Читинской и Иркутской областях. Занимаются в основном скотоводством, земледелием, частично охотой. Издавна во время охоты буряты, как и эвенки, надевали кожаные шапки, увенчанные рогами оленей. Они пользовались также масками-личинами двоякого рода и назначения: шаманскими и ламаистскими.

Шаманские маски в настоящее время имеются в коллекциях  советских  музеев в ограниченном   количестве, так как исчезли из употребления еще в XIX веке. Их делали из кожи, дерева, меди и железа. Кожаные и деревянные не сохранились. Металлические, изготовленные кузнецами, по типу во многом сходны с эвенкийскими. Кого именно они изображали, неизвестно, но скорее всего духа — покровителя шамана или его предка. Все они антропоморфные. Балаганские буряты создали интересную серию деревянных маскоидов, олицетворяющих старца Борто, по одним легендам — великого шамана или воина, по другим — родоначальника. Среди этих маскоидов есть очень крупные и тяжелые.

Форма головы обычно овальная или яйцевидная, нос удлинен, рот приоткрыт, волосяной покров из медвежьего меха. Глаза прорезаны не всегда — у некоторых маскоидов они отмечены свинцовыми вставками.

Хранились маскоиды обычно в жилище, иногда в отверстиях, выдолбленных в специальных деревянных столбах, ставившихся недалеко от селений.

Ламаистские маски были антропоморфными и зооморфными и делались из папье-маше — материала, ранее бурятам не известного. Пестро раскрашенные, в ряде случаев с применением позолоты, эти предметы были довольно крупными, некоторые превышали размеры человеческого лица вдвое и даже втрое.

Разнообразие персонажей ламаистских масок, трактовка человека, животных и мифических персонажей делает эти предметы очень интересными в художественном отношении. Встречаются маски ворона, быка, оленя, льва, антропоморфные маски духов и божеств ламаистского пантеона, некоторых исторических личностей.

Среди ламаистских персонажей праздничной мистерии Цам Сагаан-убгэн (Белый старец) — добродушный старик с длинной бородой — занимал второстепенное место, но был наиболее понятен простым бурятам. Он считался покровителем долголетия и благополучия всего живого. Иногда в нем видели древнего шамана. Это был синкретический образ, соединявший в себе элементы различных доламаистских культов. У восточных бурят с ним связаны шуточные интермедии, веселые импровизации на бытовые темы, пользовавшиеся большим успехом у зрителей33. Некоторые маски, как антропоморфные, так и зооморфные (Сагаан-убгэн, ворон и др.), трактованы реалистически, другие дополнены разного рода деталями, придававшими маскам фантастический характер: например, третьим глазом, помещенным на лбу, или рядом маленьких человеческих черепов, расположенных вокруг головы. Антропоморфные маски часто имеют устрашающий вид: у них вытаращены глаза, искажены черты лица или им придана неестественная окраска. Устрашающий вид имеют и маски некоторых животных (например, быка с не свойственным ему хищным оскалом).

35. Шаманская маска, изображающая знатного воина

Буряты. Начало XX в.

Медь. На лбу и в нижней части маски сохранились железные гвозди, при помощи которых были прикреплены кожаные полоски с мехом, ныне утраченные. Высота 23 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

36. Шаманская маска

Буряты. Начало XX в.

Латунь. По сторонам лба вставлены железные кольца с коническими подвесками и ремешком, с помощью которого маска держалась на голове. Брови, усы и небольшая бородка — из козьей кожи, местами сохранившей остатки шерсти. Высота 21 см.

Музей антропологии и этнографии АН СССР

37. Маскоид, изображающий лицо старца Борто

Буряты. Начало XX в.

Дерево. Брови кожаные. Кусочки кожи сохранились на голове и подбородке.   К вискам  прибиты петли с коническими железными  подвесками и лентами. Высота 34 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

38. Маскоид, изображающий лицо старца Борто

Буряты. Начало XX в.

Дерево. На голове и около ушей сохранились кусочки кожи с остатками меха. По сторонам   прибиты железные петли с коническими подвесками. Маскоид покрыт копотью. Высота 33,5 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

39. Маскоид, изображающий лицо старца Борто

Буряты. Начало XX в.

Дерево. Брови и волосы вокруг головы — черный бараний мех. По сторонам маскоида прибито несколько конусовидных подвесок. Высота 34 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

40. Маскоид, изображающий лицо старца Борто

Буряты. Начало XX в.

Дерево. Глаза из свинца. Внизу по сторонам носа вбиты железки. Брови и волосы вокруг головы — медвежий мех. Высота 28 см.

Государственный музей этнографии народов СССР

41. Маска докшита — свирепого и грозного защитника ламаистской веры.

Забайкальские буряты. Начало XX в.

Папье-маше. Маска надевалась во время мистерии Цам. Высота 44 см.

Государственный музей истории религии и атеизма

42. Маска докшита

Забайкальские буряты. Начало XX в.

Папье-маше. Маска надевалась во время мистерии Цам. Высота 45 см.

Государственный музей истории религии и атеизма

43. Ламаистская статуэтка, изображающая танцора в маске Сагаан-убгэна

Забайкальские буряты.  Начало XX в.

Раскрашенное дерево. Высота 21 см.

Государственный музей истории религии и атеизма

Comments